Новая статья господина Митина о прошедшой Стальной Грани. По его просьбе размещаю, а на вопросы, если таковые будут, он ответит, безусловно, сам.
Стальная Грань 2013 в Киеве
После двухлетнего перерыва довелось мне посетить в этом году юбилейную ножевую выставку, или, пользуясь терминологией организаторов мероприятия — ножевое шоу Стальная Грань в Киеве. Выставка проводится два раза в году, то есть ее десятое «издание» как раз и обозначило пятилетний юбилей.
Саму выставку и ее программу я достаточно подробно описывал в своем репортаже в 2011 году и, должен признаться, что с точки зрения организации практически ничего не изменилось. Выставка организована как нельзя более грамотно и разумно, привлекает к себе внимание большого числа посетителей, не обязательно непосредственно заинтересованных покупкой ножей. И в этом явная заслуга ее главного организатора и «крестной матери» Натальи Владимировны Гребенщиковой. Позволю себе однако отказаться от подробного описания самой выставки. Главным образом потому, было бы оно почти точным повторением репортажа 2011 года. Оно и понятно — трудно улучшать то, что и так хорошо сделано, да и ни к чему чаще всего. Поэтому заинтересованных отсылаю к архивным номерам журнала.
Единственным событием, которое стоило бы упомянуть в этом году, было посещение Стальной Грани представителями американской фирмы SPYDERCO, изготовителя серийных ножей со средних и несколько высших по цене полок, известного высокими потребительскими свойствами своих изделий по отношению к их цене. То, что эта фирма весьма заинтересована широким сбытом на востоке, в том числе в странах, образовавшихся после распада СССР, я знаю далеко не по наслышке, а прямо из первых рук. Был ли этот визит своего рода разведкой рынка — трудно сказать, так как представители приехали как бы неофициально, просто как посетители выставки. Я совершенно уверен в том, что намного более ценные сведения они собрали бы, выставляя на Стальной Грани свой собственный стенд, но это уж дело владельцев и руководства фирмы.
Каждая тематическая выставка всегда представляет собой как бы некую линзу, фокусирующую направления и перспективы развития данной области. Вот и тут имеет смысл немного поанализировать, пообобщать и попрогнозировать, особенно оглядываясь ретроспективно на выставки Стальная Грань 2011 и Клинок 2000 в Москве, которые я имел возможность посетить. И побеседовать именно о ножах, а не о выставках как таковых.
Тринадцать лет это не так уж много для отрасли, в конце-концов в это время не произошло ничего, что могло бы существенно изменить ее структуру. Не разработано и не внедрено практически никаких инновационных технологий, не открыто революционно-новых материалов, не произошло заметных рыночных переделов. Ну, придумывают каждый год новые модели ножей, вводят новые, хоть и не аж так заметно отличающиеся от старых стали. В общем, на ножевом рынке наблюдается заметный застой. Только вот на западном и на восточном он вызван явно и весьма существенно различными причинами. На западе попросту исчерпывается поглощающая способность рынка. И Бог с ней, поговорим об этом как-нибудь в другой раз, при случае посещения какого-нибудь западного ножевого шоу.
На востоке дела обстоят совершенно иначе. Тут застой, насколько могу оценить со стороны (а напомню, что живу не на Украине и не в --), усугубляют причины и технические, и законодательные. Судите сами! Насколько, да и куда, в каком направлении можно развиваться, «тюкая» молотком на наковальне по технологии средневекового деревенского кузнеца? А чтобы сотворить современный складной нож, как наиболее востребованный потенциальными покупателями, используя современные материалы и технологии, надо купить соответствующее оборудование, инвестируя совсем не малые финансовые средства. Чтобы такая инвестиция окупилась в разумное время и принесла экономические корысти, нужен рынок сбыта. Рынок в принципе есть, а вот его покупательная способность заметно хромает. Получается, что изготовитель вынужден платить «западные» цены за современное оборудование и материалы для того, чтобы потом продавать по «восточным» ценам готовые изделия? Никак это не согласовывается с экономической точки зрения.
А тут еще такая конкуренция со стороны Дальнего Востока, в том числе — если уже не главным образом! - со стороны «коммунистического» Китая. У них как-то получилось перевооружить производство на современный лад настолько, чтобы «заткнуть за пояс» западный конкурентов даже в отраслях, требующих намного более высоких технологий, чем производство ножей. Как это им удалось — это тоже тема отвлеченная, для отдельного разговора. Тем более, что тут речь идет исключительно о крупносерийном производстве ножей. А вот индивидуальным или малосерийным изготовителям из стран бывшего СССР, да и всего бывшего социалистического лагеря, явно ничего другого не остается как только именно «тюкать молотками». Можно, конечно, при этом делать пресловутую хорошую мину для плохой игры, стараясь выдавать свои изделия за штучные и даже художественные. Или продвигать весьма сомнительную идею, что раз штучный, рукодельный — значит и качество представляет собой соответствующее, так как мастер вкладывает душу в каждое свое изделие. Но вот это-то как раз чаще всего и оказывается мифом!
Обратите, пожалуйста, внимание на факт, что в индивидуальных изделиях мастеров, что российских, что украинских, абсолютно превалируют ножи с клинками из ламинированной, узорчатой стали, обычно называемой дамасской. Первоначально, в средневековье, из ламинированной стали, перемежающей слои твердые, с высоким содержанием углерода, с мягкими, малоуглеродистыми, изготавливали клинки мечей и сабель, то есть оружия, которым рубят. Такой материал позволял оптимизировать клинок, придавая ему одновременно хорошие режущие способности и высокую вязкость, необходимую, чтобы не сломаться при ударе. До такой технологии додумались не только жители Ближнего Востока (Дамаск, откуда происходит название — это, как известно, столица современной Сирии). Японцы на Дальнем Востоке, скандинавы на севере, да и не только, ковали клинки по весьма похожему принципу и для тех же целей.
Какой однако практический резон ковать из стального ламината клинок небольшого ножа, никак не приспособленный для рубки — этого никто не может объяснить. Разве что с эстетической точки зрения? Или, может быть, просто чтобы пустить пыль, опять же пресловутую, в глаза потенциального покупателя? Ну, как же — раз узорчатое, значит «легендарное»! А что далеко не каждая узорчатая сталь может претендовать на имя «дамасской» так как просто-напросто не соответствует предъявляемым к ней требованиям с точки зрения механических свойств — этого уже никто проверять не будет. Идея совершенно не новая. На западных ножевых выставках мне не раз и не два доводилось видеть кое-как прокованные велосипедные цепи и стальные тросы, изображающие «дамасскую» сталь. Потом на западе эта мода немного поутихла, в меру того как покупатели на собственном опыте убеждались в совершенно неудовлетворительном качестве «чудесных» клинков и делились своими соображениями на соответствующих сайтах и форумах в интернете...
Да и зачем столько ухищрений, когда на рынке полно высококачественных сталей, в том числе соответствующих наиболее высоким требованиям с точки зрения изготовления клинков ножей? Не в том ли, случайно, дело, что эти стали надо еще и поддать соответствующей термообработке, а это уже находится за пределами умения «средневекового деревенского кузнеца»? И не именно это ли неумение призвана замаскировать показная экзотика псевдо-дамасского клинка?
А знаете, что мне все это напоминает? В 20-тые годы XIX века, когда экспедиционный корпус генерала А. П. Ермолова воевал с северо-кавказскими племенами, предприимчивые горцы частенько продавали за изрядные деньги легковерным русским офицерам «настоящие дамасские» сабли. Кованные в сакле, можно бы сказать «на колене» из всего, что попалось под руку, а именно старых гвоздей, истертых подков, сломанных ножей и тому подобного «сырья», узорчатые клинки по своим механическим и боевым свойствам намного уступали фабричным златоустовским, состоявшим на вооружении. Но экзотика затмевала разум, а дорого купленным клинком никто и так не отваживался размахивать в бою.
Посредственно мои выводы и предположения подтверждаются несколькими примерами. Во-первых я собственными глазами видел явные огрехи, например так называемые непровары и щели между слоями ламинированной стали прямо на выставленных на продажу ножах. Эти дефекты ковки, явственные даже для так поверхностного специалиста как я (инженер, правда, но не металлург) без всякого микроскопа или хотя бы лупы, изрядно подпортили мое доверие к выставленным «дамасским» клинкам. Далеко не на каждом ноже, конечно, встречались, но что-то такое вообще не должно выйти за порог кузницы уважающего себя мастера. Во-вторых, неизгладимое впечатление произвел на меня рассказ непосредственного участника скандала, который разгорелся после предъявления покупателем рекламации мастеру именно из-за обнаружения на купленном клинке такого огреха. По словам изготовителя его нож представляет собой «художественное изделие» и вообще не покрыт абсолютно никакой гарантией. В-третьих, и это самое главное, мне никогда так и не удалось испытать собственноручно ни одного такого вот «художественного» клинка. Никакие мои поползновения в этом направлении не нашли ни малейшей поддержки ни одного мастера, ни российского, ни украинского. Когда я просил предоставить мне для испытаний хотя бы самый простой, небольшой клинок из кованного вручную «дамаска», с самой простой рукоятью, лишь бы в руке держалась, мастера удивленно вытаращивали на меня глаза: «Как это — вот так просто отдать, за даром? А зачем? Что я буду с этого иметь?» Объясняю терпеливо, зачем - «побалуюсь» им. Гвоздей рубить и крышки канализационных люков поддевать, конечно, не буду. Но хлеб и мясо порежу, веревку пеньковую, упаковочный картон, дерево построгаю, помягче и потверже. И режущие способности понаблюдаю, как режет, как заточку держит. Но перед всем этим как следует наточу, так как за весьма редким исключением мастера явно не прикладывают к заточке слишком много усердия, около 90 процентов предлагаемых ими на продажу ножей просто-напросто тупые и только 10 процентов — очень тупые. А что будете иметь — напишу об этом, не буду ни ругать, ни хвалить, просто что увижу и какие выводы сделаю — то и напишу. И, уверяю вас, читатели мне поверят. На этом однако разговор и заканчивался — покупайте, мол, и хоть гвозди рубите! Ну, конечно, разбежался я покупать нож для испытаний, результат которых мог бы с почти стопроцентной уверенностью предсказать, тем более, что нож не имеет никакой гарантии...
И уж совсем меня ошарашил один из мастеров своим высказыванием, что мол не бывает не кованных индивидуально дамасских клинков. Ой, да сколько угодно бывает, хотя бы изготовленных из промышленно вальцованного и доступного в листах узорчатого ламината шведской фирмы DAMASTEEL! Но спорить или переубеждать мне уже не хотелось...
Я совершенно не берусь безапелляционно утверждать, что все предлагаемые мастерами штучные ножи без исключения представляют собой низкопробные поделки, типичную халтуру, маскирующую украшениями и позолотой мизерное качество выкованных «на колене» клинков. Видел я и высокохудожественные работы, сочетающие в себе изящество замысла и композиции с высококачественным исполнением. Но на Стальной Грани их было на удивление мало, к превеликому моему сожалению. А ведь это единственное на сегодняшний день направление индивидуального изготовления ножей, сулящее хоть какие-то перспективы...
Еще одна проблема, которая, по моему, весьма ограничивает возможности мастеров-индивидуалов, как украинских, так и российских. Это не что иное как обязательная сертификация изделий и зачисление реплик исторического холодного оружия в разряд требующих разрешения на изготовление, продажу, покупку. Законодательная срамотища, недостойная цивилизованного государства, нарушающая в основах незыблемый юридический принцип «разрешено все, что не запрещено» - это само собой, я об этом уже неоднократно писал. Но взгляните, пожалуйста, на вопрос сертификации с точки зрения мастера-индивидуала, предлагающего не слишком дорогие изделия, рассчитанные скорее на широкий круг рядовых потребителей со средним достатком, чем на избранных «скоробогатых». При серийном производстве дело еще как-то можно уладить, представляя на сертификацию один нож каждой модели. А что делать мастеру, у которого каждый нож сделан иначе, штучные ведь все-таки? Представлять на сертификацию каждое свое изделие? Сначала у себя дома, в --, скажем, а потом еще и на Украине, если решит принять участие в такой вот выставке? Или наоборот для украинского мастера? И платить за эту самую сертификацию и тут и там? А не тяжело им будет тащить на своей шее эдакую орду бездельников и дармоедов, тем более, что дело и так представляется не слишком доходным? Вот и не было на украинской выставке российских и вообще никаких заграничных мастеров, ни два года назад, ни в этом году, да и в будущем едва ли предвидятся при такой постановке вопроса. Я уже себе представляю, как немецкие, итальянские или швейцарские мастера высылают свои изделия на сертификацию украинским или российским чинушам, чтобы принять участие в выставке...
Иллюстрации
01. Осматривая абсолютное большинство выставленных украинскими мастерами ножей по более или менее доступной цене я не мог отделаться от двух навязчивых идей. Первая — это «все на одно копыто», даже те что несколько претендуют на оригинальность в отделке или материалах. Вторая — дамаск, дамаск и еще раз дамаск! Или псевдо-дамаск? Реальное качество узорчатых клинков остается неизвестным. Или же, скорее всего, известным...
02. Ножи с более высоких по цене полок уже представляют в себе какой-то художественный, эстетический элемент, авторский замысел или стилизацию. Только вот не до конца понятным остается целевой покупатель и целевое же предназначение такого ножа. На рыбалку, на охоту, в туристический поход? Дороговато. Для коллекции, в витрину, в качестве подарка одного нувориша другому? Слабовато опять же, что уж тут греха таить...
03. Отделка хороша, а вот декларация, что это булат, весьма сомнительна. Во всяком случае у покупателя ровно столько же права сомневаться, сколько у мастера утверждать. Или же это просто «маркетинговое» название ножа...
04. Интересный факт, дополнительно подтверждающий возможные сомнения в качестве выставленных на продажу «дамасских» клинков. В различных конкурсах, например перерезания ножом доски, срезания висящего каната или рубки пластмассовых бутылок, то есть ставящих весьма высокие требования к качеству клинка и его заточки, не принимал участия никто вооруженный дамасским клинком. А ведь именно тут настоящий, качественный дамаск должен был бы блеснуть своими чудесными свойствами!
05. Изделия с художественными претензиями - это, как правило, результат коллективного труда нескольких мастеров. Один кует и шлифует клинок, другой его художественно отделывает, иные трудятся над рукоятью, чеканкой, гравировкой, ножнами, подставкой и так далее. Проектирует тоже не обязательно тот, кто выполняет проект. Такие изделия имеют, как мне кажется, свое будущее. Вот только на богатый запад бы с ними или богатых западный покупателей сюда, на выставку! И опять эта дурацкая сертификация, тем более утверждающая, что художественно оформленные реплики — это именно холодное оружие, на которое необходимо выправить соответствующее разрешение. Да пошли бы вы, господа чиновники, со своей сертификацией в какую-нибудь нехорошую сторону! Этак же вы всех покупателей распугаете, вместо того чтобы привлекать, и своих мастеров собственными руками по ветру пустите. Потому что покупать будут там, где никакой сертификации и разрешений нет и в помине, а преступлений с применением ножа столько же, а может быть и меньше.
06. Изготовление современного складного ножа далее представляет собой непреодолимый барьер для отечественного производства, как серийного так и индивидуального. На выставке были, конечно, представлены качественные складные ножи серийного производства, но западные — американские, итальянские, немецкие, швейцарские, французские.
07. Земля круглая, поэтому если преувеличенно стремиться на запад, то как раз и окажемся на Дальнем Востоке. Именно такую ассоциацию вызвали у меня продаваемые под маркой «Карл Линдер из Золингена» круто выглядящие, но явно принадлежащее к наинизшему сорту китайские изделия. Сначала я подумал, что это просто торговый представитель «балуется», но на клинках действительно был нанесен логотип немецкой фирмы. Если уже известный немецкий изготовитель допускает такие действия, то чего же стесняться украинским фирмам?
08. Они и не стесняются. Разработали несколько собственных — не скопированных с известных изготовителей! - проектов и заказали их выполнение китайским изготовителям. Что из этого получилось — каждый мог убедиться на выставке. Выложенными для публичных испытаний несколькими ножами все три дня выставки срезали весьма внушительный канат, резали картон, строгали доски, пыряли с размаху в сложенную в несколько слоев фанеру и «издевались» как только могли. И ничего, ножи все это выдержали, демонстрируя вполне приличное качество изготовления, особенно по отношению к цене.
09. Понемногу украинский ножевой рынок начинает укомплектовываться инструментами и приспособлениями для заточки. Весьма популярным оказалось приспособление типа «Апекс» (Apex), представленное как в виде китайских клонов, так и индивидуальных изделий мастеров. Трудно мне рационально объяснить такую привязанность к одному техническому решению, тем более явно не самому удачному с точки зрения производительности, удобства и качества заточки. Разве что ленивость пользователей, которая мешает научиться затачивать вручную, на обычном плоском бруске, что как раз и обеспечивает наивысшее качество заточки...
10. Для исключительно ленивых предусмотрено даже приспособление с электроприводом и поддержкой постоянного угла заточки, весьма производительное и к тому же не слишком дорогое, по западным меркам, конечно. Вообще-то это приспособление скорее подошло бы ремесленнику, занимающемуся коммерческой заточкой ножей заказчикам или магазину, оказывающую такую услугу.
11. Были на выставке и обычные плоские бруски японского производства из высококачественного искусственного абразивного камня. Каждый желающий мог попробовать точить свой нож на камнях различной степени зернистости и убедиться в их возможностях. Но и тут нее обошлось без забавных случаев, так как трудно рассматривать в иных категориях попытки выведения правильного угла заточки с помощью уровнемера, вмонтированного в мобильный телефон.
12. На кухне квартиры, в которой меня поселили, единственный нож оказался «обоюдотупым» и порезать им твердокопченую, к тому же изрядно подвяленную колбасу, которой жена меня снабдила на дорогу в качестве закуски, не было ни малейшей возможности. Ничего, мои гости оказались при ножах, с колбасой мы справились, но кухонный нож я все-таки решил наточить и принес на выставку. Затачиваю и тут убеждаюсь, что украинские любители ножей меня знают, кружок зрителей собрался, аппаратами щелкают. «Смотрите, Сергей нож точит. А что, будет какой-то семинар, может быть мастер-классы?» Приятно слышать - «вот, пожалуйста, уже есть» - смеюсь. Тут один молодой парень просит «А не могли бы вы и мой нож слегка подточить?» Могу, почему бы и нет — обещаю с разбегу. Свою-то едва закаленную кухонную железяку я наточил в десять минут, выводя примитивную «линзу». Но когда парень вытащил из кармана BENCHMADE MPR с клинком из инструментальной быстрорежущей стали, закаленной до 60-62 HRC, я заметно приуныл. Нож не был особенно тупой, но работы при нем явно было на пару часов. Я показал парню, как надо затачивать, оставил его под присмотром прекрасной Шурочки, хозяйки стенда, а сам попросту смылся — «сам затупил, друг, сам и затачивай, а у меня тут другой работы полно». Заглядываю на стенд через два часа — еще точит! Прихожу еще через два — парня уже нет. Давно закончил? — спрашиваю Шурочку. Только что — говорит. — А заточил, хотя бы? — Да вроде заточил — улыбается. Вот так, друзья, самый лучший способ, чтобы не «париться» с заточкой по несколько часов — это купить комплект качественных камней и подтачивать регулярно!
