Такие дырки в лопасти топора делали ещё со времён Киевской Руси.Зольдатен писал(а):Только сапера?
На сайте у Богдана Попова читал несколько версий, для чего они делались. Из них, лично мне наиболее правдоподобными кажутся следующие версии (в порядке убывания:
1. Чтобы прочно крепить инструмент в походном состоянии (раньше к седлу, а сейчас к рюкзаку, или авто-технике.).
2. Отверстие служит для закрепления чехла на топоре. Либо в качестве применения топора для вспомогательных целей, которые не имеют прямого отношения к его непосредственным обязанностям. К примеру, в отверстие можно продеть верёвку а потом зашвырнуть топор вместе с ней через высоко находящийся сук дерева, крепостную стену, или иное препятствие, куда другим способом забросить верёвку без вспомогательных средств затруднительно.
Что же касается непосредственно обсуждаемого нами здесь топора, то всё-таки склоняюсь к мнению, что данная модель (чисто армейская, кстати. В отличие от "пехотных" которые переделаны из гражданских лесорубов) крепилась с помощью данной дырке к технике куда входила в штатный набор шанцевого инструмента. У нас на военной технике (БТР) штатный инструмент крепился при помощи скоб, приваренных к корпусу под определёнными углами, которые были рассчитаны на конкретную модель топора, пилы, или лома. Насколько я помню, ни один инструмент не отлетел и не потреялся, ни во время полевых выездов, ни во время лесных. А шведы, вместо того, чтобы варить скобы, просто крепят с помощью болта и гайки. И держать будет прочно и возни со сваркой меньше.