чисто хобби, само собой, если речь о ножах. с бритвами, говорят (подтвердить не могу, опасной бритвой не пользуюсь), да, морда здорово ощущает разницу между разными камнями, на которых бритву точили.Puente писал(а):Виникає питання - це все-таки комусь для чогось насправді треба , чи це чисто хоббі ?
со столярным инструментом тоже, вроде бы, не все так просто: например, у японцев, которые мастера по выдумыванию изощренных развлечений, есть соревнования (если я правильно понял) по толщине снимаемой с древесины стружки. вот там явно не всякая заточка хорошо сработает. но кто в наше время работает ручным столярным инструментом? только такие же упоротые, которые и в заточке заморачиваются.
а в случае с ножами все, что пишут о тонкой заточке, мне кажется чушью и верованием в то, чего не существует. все эти упрочнения кромки, наклеп (какой еще наклеп на закаленных сталях, алё), более длительное удержание остроты после, например, натуральных камней -- чистой воды пустой треп, поскольку еще никто не продемонстрировал убедительного объективного повторяемого (это важно!) сравнения.
оно-то да, лично мне после финиша на натуральных камнях тоже мерещится, что ножи стали медленнее тупиться. ну так, во-первых, у меня и ножей стало теперь чуть больше, и резать я ими стал поменьше, да и раньше, когда точил только синтетиками, они тоже тупились настолько медленно, что за это время уже успеваешь забыть, как точил, чем и когда. какое тут сравнение может быть?
в канатных тестах вон побеждает заточка еретическими алмазами. на это возражают, что-де на кухне канаты не режут. ну так предложите свою методику тестирования, которая надежно покажет противоположный результат.
совершенно другое дело, когда мы перестаем выдумывать всякие фантазии и честно признаем: заточное задротство -- это, в первую очередь, интересно. порезать вдоль волосы, полюбоваться в микроскоп на красивую кромку, сделать макрофоточку с крутым увеличением. а взять натуральные камни, так они сами по себе приятны. и точить на них бывает приятно в плане фидбека от хода клинка по поверхности, и они бывают весьма красивы (как charnley forest, какой-нибудь dalmore blue или тот же транс арканзас). многие интересны разной работой по разным сталям или с разными маслами или водой. опять же разные варианты с суспензиями (хотя кто мешает применять их и на синтетиках?)
или вот я, например, недавно купил старый бельгийский котикул (+bbw), так у него, как мне показалось (один раз поправил один нож на скорую руку), вообще анизотропия: ведешь клинок в одну сторону, он идет с заметным сопротивлением и шуршанием, в другую -- гладко и тихо. это интересно.
интересно бывает попробовать какую-нибудь особую заточку: например, я мачете точил до максимально тонкой доводки обеих фасок с последующим нанесением сравнительно грубой риски эльбором на одной из сторон, чтобы получился такой себе микросеррейтор специально под задачу выкашивания травы для расчистки места для рыбалки. сработало превосходно. только вот не факт, что просто тонкая доводка была бы хуже: такой вариант-то я не пробовал, нет столько времени на это все. причем это мачете продолжает весьма прилично косить траву после рубки кустов и веток (включая толстые и сухие) всякой сорной поросли вроде ясенелистного клена. какой там мог остаться микросеррейтор после рубки? вот именно. а траву режет нормально, особенно поутру, когда роса.
короче, это именно хоббийный интерес. а чисто утилитарно для кухни и для ножей вообще вполне достаточно примерно трех камней (обдирка -- убирание следов от обдирки -- финиш) и доски с кожей для убирания заусенца. возможно, под некоторые особенные стали (вроде специфических перекаленных, которые сыпятся от косого взгляда) потребуется еще пара-тройка особенных камней.