Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Обсуждение и вопросы по ножам Mora
Аватара пользователя
norther
Експерт по фінкам
Експерт по фінкам
Сообщения: 4219
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 18:48
Откуда: Kiev
Благодарил (а): 186 раз
Поблагодарили: 614 раз

Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Сообщение norther »

Приветствую всех ножеманов и просто почитателей ножей Mora.
Решил разбить обзор на несколько частей - уж очень много текста. Итак:
Часть 1-я: Предистория
Решил написать обзор. Обычно, чтобы ножеман написал обзор им руководит эмоция. Поскольку ножеманы – как известно , люди , то как люди - имеют свой круг забот, и часто для подобных опусов не хватает времени. Но когда есть эмоция – появляется вдохновение и выкраивается время. Последнее время за собой отметил некую ножевую «скуку»: приобретение хотелок радости такой не доставляет как ранее. Самих хотелок стало … точнее, практически не стало. Ну и «эмоций» поубавилось… но вот есть одна тема, которая дала вдохновение и эмоциональный подъем. Нельзя сказать, что эмоционально я «упал» и что мне нужен подъем. Просто испытываю в отношении ножей некое уравновешенное состояние, такое себе спокойствие. Но тема, о которой собираюсь поведать – это старые/винтажные ножи Morakniv. Это они являются моими маленькими вдохновителями.
В данном обзоре не претендую на историческую правдивость и точность дат и событий, буду «грешить» изложением собственных выводов. К сожалению, по определенным причинам (не личного характера) я не могу выложить четкие исторические данные, но тем не менее попробую рассказать по возможности поближе к правде. Дело в том, что относительно четкие исторические данные знают только на самой фабрике Morakniv, и то, некая их часть требует уточнения. Русскоязычный интернет не настолько богат и точен исторической информацией о ножах из Муры. Да и зарубежные исследователи ножей Morakniv нередко сетуют на скудность а порой недостоверность и отсутствие фиксации исторических фактов. Но все же постараюсь придерживаться определенной точности в изложении. Но причем тут история ножей из Муры? Но обо всем по порядку. По сути, это история о том, как эти Morakniv вошли в мою ножевую жизнь… И прошу прощения за «многа букав» и что местами я, возможно, «кэп очевидность».
Итак, ножи Мура…(необычно писать «Мура» после того как все их лет 20-30 называли «Мора»). Практически большинство ножеманов их держали, ими пользовались. У некоторых они ушли в прошлое и , возможно, легли на полку. У некоторых они и по сей день остались и выезжают только на пикники и нечастые выходы на природу. А у некоторых – все еще регулярно трудятся в хозяйстве. Плюсы и минусы ножей Morakniv неоднократно указывались и речь не о них . Каждый ножепользователь на разных этапах ножевзросления пересматривает свое отношение к тем или иным ножам к которым прикасается в своей жизни. Вот об этом пойдет речь. О моем отношении к ножам Morakniv сегодня.
Но, обо всем по порядку.
Я когда-то , как и многие, начинал с обычных 860 МГ (углерод и нержа) , потихоньку начал докупать прочие модели. Чаще углерод. Мне он нравился тем, что был тверже нержи и как бы «живой». Нравилось то, что он ржавеет, но не безобразно быстро и нравилось за ним ухаживать. Постепенно я переключился на Классик 2. Параллельно была практически половина модельного ряда (с углеродкой). Нержа была, и было ее немного, но только уголек по настоящему грел душу. Думаю, что в неком смысле, именно своему Классику 2 я обязан написанию этого обзора. Классик 2 собой представляет стандартную среднестатистическую Мору классического вида. Длина клина 105-107 мм. Рукоять окрашена в традиционный красный. Ножны пластик… Ну нож-то бюджетный. Чего хотеть? Кожаный чехол поднимет цену ножа в раза 2, что сделает его немножко менее доступным. Попользовавшись некоторое время, захотелось что-то сотворить с этим Классиком 2. Дело в том, что красная рукоять стала как бы немного напрягать что ли… Параллельно стал увлекаться еще финками, у которых зачастую рукояти были из приятного цвета карелки. Вот такое и захотелось на своем Классике 2 некую индивидуализацию и стилизацию под ножи из серии Ориджинал Классик.
Содрал краску, зашлифовал рукоять. Обычная простая и мягкая береза. На ножах серии Классик Ориджинал береза смотрелась куда интереснее. Деваться было некуда. Кое-чего посмотрел, и решил слегка обжечь рукоять над огнем, чтоб на рукояти появились красивые декоративные «припалины».
«Припалины» эти появились, но вид у них был тот еще!.. :-D решено это было все убрать, поскольку смотреть на это было невозможно ()(! . И после всего этого было принято решение просто заполировать рукоять и покрыть маслом. Пусть будет как есть уже. Но после всех процедур, рукоять «похудела» и ощущения при использовании стали очень непривычными. Так что правы были в Morakniv, что эти рукояти просто красили в свой традиционный красный. После некого времени некомфортного использования своего Классика 2, рукоять разбил и клин просто оставил «до лучших времен», чтобы перенасадить на новую рукоять.
И стала моим новым «хэдлайнером» 612-я модель. У которой я только немного выправил полугарду, придав ей практически ровный вид. В родном , немного согнутом состоянии моему указательному пальцу было неудобно. А вот выравнивание гарды хорошо решало эту ситуацию.
Изображение
и таскал я ее всюду...
Изображение

Изображение
Параллельно я периодически использовал разные ножи Morakniv . Был приобретен сэт для карвинга: 105-я, 106-я и 120-я модели. 105-ю позже подарил. Но вот тут и столкнулся с муровским ламинатом. Ничего вроде особенного , уголь как уголь, на 1-1.5 Роквелла тверже обычного их угля. Но по дереву (особенно сосне) работал хорошо. Стоили (и стоят) ламинатные ножики Morakniv раза 2 дороже. Это за 1.5 Роквелла? Да ну… Я лучше 2 обычных Классика приобрету. Хватит на дольше. Так тогда думал. Пластиковые рукояти ножей от Morakniv все меньше нравились. Все больше нравилось дерево. Классика…
Изображение
Вспомнив о своем «сиротливом» клинке от Классика 2 , стало немного стыдно и жалко за клин… Захотелось дать ему вторую жизнь. Это воспринималось как некое восстановление справедливости. Рукоять приделал из акации, которую сам заготовил. Все равно лучше, чем родная береза.
Изображение

Изображение

Изображение
Результатом не 100% доволен, но нож стал вполне рабочим. Для 1-й своей сборки, наверное неплохо. Ножны были сделаны из кожи. Но ощущение, что «справедливость» восстановлена – присутствовало. Даже сегодня, когда беру иногда этот нож – чувствую, что все было правильно сделано: у ножа есть вторая жизнь. «Сирота» теперь не плачет.
Изображение

Изображение

Но к чему такое затянутое вступление? Динамику давай аффтар! Харош кота тянуть….! Как уже говорил, если бы не этот Классик 2, то ничего бы сегодня такого и не писал, и также чтобы немного показать, откуда у «вопроса» ноги растут. В общем, по прошествии времени, ножи с пластиковыми рукоятями как-то стерлись из моей жизни.… Т.е. у меня их почти не осталось. А вот классики и карвинги прижились. Классиков оставил некое небольшое и достаточное количество. Но как-то постепенно классики с обычной углеродкой перестали радовать… стала муровская углеродка казаться скучноватой . Прямо как в анекдоте про фальшивые елочные игрушки…
Но не так давно, несколько месяцев тому, я приобрел по случаю старенький ламинат от Муры с длиной клина в 130 мм. Это очень такой взрослый размер. (про размеры еще немного позже еще упомяну). По сравнению с остальными стандартными ножами от Morakniv . Нож пришел в старых фножнах от 125-135-й финки. Но в этих ножнах нож уже жил давно.
Изображение
Это старенький Фрост.
Изображение

Ламинат в 130 мм!.. что-то в этом ноже вызвало у меня изменения в ножевосприятии. Хотя я не сразу это и понял… Но впечатлило : немного его поправив, он грыз дерево о-го-го! Я подумал: не все я с ламинатами для себя прояснил. Не понял, почему в свое время обошел их немного стороной, считая, что «с ними все понятно!». А этот бойкий старичок удивил… ламинат удивительно хорошо работал по дереву. Лучше угля. Ну, конечно захотелось попробовать/распробовать этот муровский ламинат не на карвингах , а на обычных рабочих форматах.
И в самом ближайшем времени была приобретена 311-я модель и Классик Ориджинал №1. А еще отдельно клин к Классик ориджинал №1/ламинат.
Изображение
Приобрел бы пару ламинатов на Классик Ориджинал №2, но с ними вообще печаль – их как бы нет у нас и давно уже. Как и самих ножей Ориджинал Классик 2: они где-то есть, но нужно поискать. Поэтому клин к Кл.Ориджинал№1 был приобретен на задел под свой ламинатный Morakniv.
Но так или иначе, 311-я модель почти сразу пошла в переделку: горб немного «мулял око» и решено было его сточить. Что и было сделано.
Изображение

Изображение

Ориджинал Классик1, на который в некой степени возлагал надежды, был продан: худая рукоять не хотела лежать в руке… Утешало то, что к тому времени уже был собран нож с свежим клином от Ориджинала классик 1 и старой муровской рукоятью. Рукоять была несколько меньше рукоятей на Классиках 2, но больше, чем на Классике 1. И в руке это не вызывало неприятия. Вот и хорошо!
Изображение

Изображение
Хочу еще отдельно отметить, что качество финиша голоменей на нынешних ламинатах - более "небрежное", чем ранее.
Но это - мелочи, пользоваться утилитарно не мешает.
Но, как выяснилось, ламинатная «сказка» только начиналась…
Попробовав ламинаты от Моры я как-то практически незаметно на них «присел» … Обнаружил это несколько позже, когда завел их больше пяти… Карвинги здесь – не в счет! Сами по себе муровские ламинаты – вполне неплохая штука, но ничего такого сверхъестественного. Да, потверже обычной углеродки, но не намного. Сталь О1 в сердечнике. Но я как-то стал «незаметно» искать и приобретать раритетные моры в ламинате… Современный ламинатный модельный ряд несколько ограничен на нашем рынке. «Вот тут Остапа понесло!». Потихоньку получилось найти у нас этих раритетов. И ножи Мора раскрылись перед мной новым лицом. Это открытие старых раритетных ламинатов и дало ту эмоцию, которая мной сейчас движет. Сам как-то не ожидал… но этими раритетными ламинатами просто вдохновлен.
Что ж такого в них? Это такие вроде примитивные «сельские» ножики по внешнему виду, с относительно неплохой средненькой сталькой… Еще и рукоять окрашена в разные оттенки красного… Но если немного подтянуть исторические детали, то восприятие этих примитивных классиков может измениться.
Кто хотел, тот для себя уже разузнал откуда этот красный цвет на рукоятях Моры. Но повторюсь, для тех, кто не в курсе. Швеция не была все время сильной европейской державой. Расцвет Швеции как сильной державы, начался не так уж и давно (я могу и ошибаться, но примерно с тридцатых годов прошлого века и более заметно – в послевоенное время, в 50-60-х. По крайней мере у меня сложилось такое впечатление от посещения Национального музея в Стокгольме). Это я все к тому, что традиционно (издревле) на рукояти к стареньким Морам шла все та же недорогая береза. На подарочные/дорогие модели шли красное дерево, бубинга и иногда карелка. Но чтобы этой самой простой березе придать более товарный и богатый вид, ее стали красить в красный, имитируя как бы красное дерево. А с практической стороны, по прошествии некого времени, некрашеная береза становилась достаточно грязного цвета в отличие от крашеной рукояти, с которой почти ничего и не было. А придание нового вида потрепанной крашеной рукояти требовало всего одной простой процедуры – нескольких взмахов кисточкой с краской. Но , понятное дело, что сколько не крась дерево красной краской, а красным деревом оно не станет даже близко. И далеко также не станет. Со временем «легенда» о красных крашеных рукоятях приобрела новое звучание, более патриотическое. Дело в том, что в Швеции есть знаменитый Фалунский рудник, в котором глина имела насыщенный красный цвет. Настоящая гордость и достояние Швеции. Глина из этого рудника разъезжалась по всей Швеции и окрестностям. Использовалась как строительный и отделочный материал. А дело в том, чтобы придать древесине из которой делали дома, более стабильное состояние в тех климатических условиях в которых жили и живут шведы, ее обмазывали той самой фалунской глиной, что продлевало срок службы древесины на домах. Причем эта традиция длилась чуть ли не 300-400 лет, если не больше. Поэтому в скандинавских странах (и самой Швеции, конечно) можно часто увидеть красные деревянные домики, окрашенные в традиционный красный. К тому же, была еще одна версия окраски домиков в красный. Издали они похожи были на кирпичные. А в далекие времена кирпичный или каменный дом мог позволить себе только зажиточный человек. Что давало некую иллюзию зажиточности почти каждого простого смертного. Такой себе вариант показаться более добротным и надежным.
Для примера - немного этих традиционных шведских домиков:
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Вот так , и в крашеной в красный рукояти ножей из Муры все переплелось: и желание выглядеть дороже и функция защиты простой древесины от каждодневного труда и национальный шведский символизм и колорит… Вот такая она, простая крашеная деревяха… Со смыслом и колоритом.
Немного поговорим о размерах клинков. Потому что для большинства ножеманов, особенно начинающих, 105 мм – это как-то маловато будет… вот 120-130 – это тот размерчик! Но несколько лет использования Классика 2 дали мне понять, что фикс с 105-107 мм – это очень хорошая длина и чаще всего достаточная для большинства ножевых задач. Даже сейчас, по прошествии достаточного времени, могу сказать, что и на финках с клинками Лаури – длина 105 мм остается моим любимым размером. Время убирает лишнее, оставляет нужное. Расставляет все на свои места… У каждого по своему, конечно. Если продолжать, то следует отметить, что как у финнов ножевой столицей была Каухава, так у шведов – Мура. По крайней мере, одна из самых известных. С начала прошлого века существовало несколько мануфактур. Вроде бы по некой информации, в 30-е годы около девяти (по другим данным – около 12). Но на самом деле, это сложно подсчитать. Ножи делали на каждом заводе (как у нас , в советское время). Часто в послерабочее время, и часто – для нужд самого производства. Постепенно это явление приобрело «популярность» и ножи стали на фабриках выпускаться мелкими сериями. Но когда мануфактуре удавалось стать популярной – она превращалась в фабрику по производству ножей. А вот таких фабрик уже было немного. В 30-е годы 9-12. И существовали они разное время. Ну, конечно не обошлось без слияний и поглощений в разные периоды. Но хочу отметить тот удивительный факт, что эти несколько небольших фабрик с разными хозяевами (которые не всегда были между собой родственниками) делали практически одинаковые ножи. Не, ну понятно, Мура не такой большой город и в наше время. Все друг друга знают. Но для меня это удивительный факт: разные мануфактуры делают одинаковые ножи, отличающиеся совсем незначительно. Самое большое отличие – это клейма. А ножны старого образца из кожи, а потом и прессованного картона, пропитанного неким упрочняющим клеевым составом, делал всем этим мануфактурам один владелец обувного производства - Ström .
Речь о ножнах Unica, которые меня особо впечатлили.
Изображение
Они бывают разные :-D , даже есть "бобы"
Изображение
Считаю их самыми подходящими для классических ножей Мура. Немного о них из истории . В то время (20-30-е года прошлого века) прекрасная карельская береза была дефицитным товаром и позже была заменена обычной березой, первоначально окрашенной и лакированной, а в более поздние годы окрашенной в различные оттенки красного. Поскольку тонкую кожу для изготовления ножен становилась все труднее найти, ее заменили на вулканизированное бумажное волокно Unica, которое очень похоже на кожу и обладало некоторыми из характеристик кожи. В 30-е годы выпускалось до 18 тыс. ножей в год, кажется. Всех коров в округе не хватит на потребности ножефабрик по изготовлению ножен. Сапожник Ström , живший в Östnor, уже с 1910 года экспериментировал с прототипом ножен Unica. Во время одного из своих первых экспериментов Ström использовал кусок коробки Unica своего сына Карла. Известно, что Ström был успешным в своих экспериментах, ему удалось изготовить ножны Unica, и что он затем успешно делал для всех ножепроизводителей Östnor вплоть до 1956 года. Примерно с середины 50-х годов стали доступны для ножей Мура пластиковые ножны . Появление пластика (как более экономически выгодного материала) сильно потеснило и сократило производство ножен Unica, но эти ножны все еще продолжают выпускаться (например на моделях Ориджнал Классик 1 и 2).
На сайте Моры есть страничка со старыми каталогами, кому интересно.
https://morakniv.se/en/historical-product-catalogs/
Но интересно следующее: практически все эти мануфактуры делали большей частью похожие ножи, похожие на современный Классик 1. С длиной клина именно в 97 мм. И по большей части – в ламинате (когда ламинат стал доступен для «широкого» производства). Сложно сказать сколько % ножей из каких сталей делали, с какого года появился в Муре ножевой ламинат. И ламинат того времени – это сердечник из О1 или это что-то еще было? Появление ламината припысывают Frost-Erik-у, который таким способом хотел оптимизировать производство клинков: более дорогой каленый сердечник и более дешевые обкладки. Поначалу и недолго эти ламинаты ковались вручную ( ! ) , но через небольшое время уже 8 станков стали ковать ламинаты в промышленных объемах.
Были разные длины клинков. И 65 и 75 и 97 и 105 и 125 и 130 мм. Но чаще всего (такое впечатление) были ножи с длиной в 97 мм.
Следующее мое спорное утверждение ( конечно не претендую на истину): ножевую историю и репутацию Муре сделали простые модели с крашеной рукоятью в красный и 97 мм клином в ламинате. Не 105 мм и не 130 мм. А именно 97 мм. Именно ламинат. Выпускалось много ножей и очень разных. Но большинство внешне – это традиционные Классики 1 в ламинате. Они стали той опорой на которой ножи из Муры заработали репутацию и уважение у простых людей в Östnor, Швеции и соседних странах. Вот таким образом мы подобрались к героям нашего повествования. Это большей частью и разной степени муровские раритеты.
Далі буде...
Последний раз редактировалось norther 07 дек 2017, 02:41, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
FUSION
Найфоман-эксперт
Найфоман-эксперт
Сообщения: 2761
Зарегистрирован: 29 ноя 2010, 00:07
Откуда: Кривой Рог
Благодарил (а): 37 раз

Re: Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Сообщение FUSION »

((()))
Сарынь на кичку!
Аватара пользователя
Nutty
МАЙСТЕР
МАЙСТЕР
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 20 фев 2014, 21:26
Откуда: Маріуполь
Благодарил (а): 42 раза
Поблагодарили: 81 раз

Re: Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Сообщение Nutty »

norther писал(а): Далі буде...

16215
Перфекцехуист - человек, который хотел бы сделать идеально, но и так сойдет
Аватара пользователя
Apostol
Найфоман-эксперт
Найфоман-эксперт
Сообщения: 2075
Зарегистрирован: 19 дек 2010, 14:30
Откуда: Днепропетровск
Благодарил (а): 63 раза
Поблагодарили: 244 раза

Re: Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Сообщение Apostol »

Большое спасибо rt24 Было очень интересно почитать ::hi:::
Аватара пользователя
RIKO
Найфоман
Найфоман
Сообщения: 1649
Зарегистрирован: 25 дек 2009, 01:11
Откуда: Киевская обл.г.Обухов
Благодарил (а): 179 раз
Поблагодарили: 54 раза

Re: Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Сообщение RIKO »

rt24 rt24 rt24 16215
UA----УКРАIНЦI АФIГЕННI
Аватара пользователя
Джексон
Начинающий найфоман
Начинающий найфоман
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 15 окт 2010, 11:18
Откуда: Киев

Re: Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Сообщение Джексон »

Отлично :D rt24
Ждём следующего выпуска "журнала" :-D
Аватара пользователя
norther
Експерт по фінкам
Експерт по фінкам
Сообщения: 4219
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 18:48
Откуда: Kiev
Благодарил (а): 186 раз
Поблагодарили: 614 раз

Re: Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Сообщение norther »

Часть 2: История
Вторая часть – историческая. Этот раздел вызывает (у меня) наверное самый больший интерес.
По сути, в этом разделе попытаюсь отобразить некоторую динамику развития ножепроизводства Муры, некоторые исторические детали. На полноту и точность не могу претендовать: история вещь такая, местами не отображена как следует, иногда переписана, некоторые факты подаются под разными «соусами» и разобраться имея Гугл в помощниках – точным не представляется. Но все же есть определенные исторические «вехи» на которые и будем опираться.
Когда я «озадачился» поиском ламинатов, я не ставил себе за цель найти муровские раритеты. Но «как-то совпало», что жизнь подбросила мне несколько раритетов. И даже тогда, когда пару-тройку ламинатных раритетов были у меня на руках, не ставил себе за цель сравнивать качество ламината того времени и современных ламинатов. Хотя мысли такие уже посещали.
Ну раритеты – так раритеты!.. Но потихоньку стал интересоваться что да чего и когда… Дело в том, что было несколько фабрик по производству ножей в Муре. Некоторые были небольшое время, некоторые – достаточно продолжительное. Жизнь – такая штука… кто-то сам умер, а кого-то съели. Но стало любопытно. Кто , как , кого и когда. К некоторому сожалению, не располагаю четкой исторической информацией по моделям, о которых немного хочу рассказать. Например, вот эта модель (некая абстрактная) выпускалась с 1932 года. В 1938 – на ней сменили клеймо на вот такого вида, в 1942 перестали ставить вторую оковку на тыльник рукояти, с 1954 – она выпускалась только с пластиковыми ножнами, а перестала выпускаться в 1967 году… Историю подробно знают только на Morakniv. Но и то, как я подозреваю, с некоторыми пробелами. Но так или иначе, когда столкнулся с разными клеймами, захотелось немного разобраться: кто есть кто, какие модели просто раритеты, а какие – редкие и дорогущие раритеты, ну и т.д. В этом обзоре «…я не расскажу про всю Одессу, а Одесса - очень велика!..», но смогу немного рассказать о тех ножах , что есть у меня и некоторых моделях, о которых решил упомянуть. Также попробую «подтянуть» немного истории под это дело.
И еще два слова по самим ножам. Мне понравились ножи с «фальшиками» - это такое утоншение клинка в месте дропа. Зачем им «фальшики»? ну чтоб «пырятельная» способность была лучше. Но зачем – не ясно. Кого пырять-то ножом в 97 мм? С обухом в 2.5 мм. На таком обухе – вряд ли подобное как следует работает. Вот если бы обух был 3.5-4.5 мм – другое дело. В то время уже были и более «пырятельные» модели. Но добавить еще что хотел: при осмотре этих «фальшиков» на нескольких ножах видно, что вначале делали «фальшики», а лишь затем вырубали клинок пресом. Или только дроп на клинке. Но после того , как уже сточена часть клина под «фальшики». Но так или иначе, в практическом смысле «фальшики» дают большую проникающую способность и менее прочный (менее ковырятельный) кончик.
Ножны Unica. Мне видятся очень привлекательными и подходящими под большинство классических моделей ножей из Муры. Некоторые , особенно старые, с очень красивым тиснением. Современное тиснение рисунка на ножнах такого типа, как и последние лет 20-30 – ничего выразительного обычно из себя не представляет. Но по свойствам – они ближе к пластику чем к коже. Т.о. фиксация ножа в ножнах Unica сходна с фиксацией ножа в пластиковых ножнах. Под рукоять они не «разнашиваются» к сожалению. И традиционно, устье ножен старого типа на наружной стороне и сам кончик ножен окрашены черной краской. Иногда, на более дорогих/эксклюзивных моделях использовали металлические элементы: на устье – кольцо, на носике ножен – металлический носочек, которые могли подвергаться ( а часто так и было) украшательству в виде простого рисунка (штамповкой).
Изображение

Изображение

Но повторюсь, фиксация в ножнах такого типа оставляет желать лучшего. Индивидуальная подгонка с небольшим обхватом рукояти устьем ножен – всегда лучше и более правильно к такому инструменту как нож.
Пойдем дальше?
Изображение
Это изображение из книги Morakniv sedan 1891: Från begrepp till varumärke, которое в общих чертах иллюстрирует эволюцию муровского ножепрома. Заметьте: год начала истории указан как 1891-й. В чем вопрос? А в том, что исторически считается, что первым/одним из самых первых был Bud-Carl Andersson, который начал делать ножи с 1890-го года.
Carl Andersson
Изображение
Считается что муровские ножи исторически идут от Карла Андерссона (Carl Andersson), которые производились с 1890 по 1961 год. В 1961 году их производство приобрела KJ Eriksson Knivfabrik, которая была достаточно сильным производителем. Bud-Carl Andersson был достаточно прогрессивным изготовителем ножей своего времени и представителем «традиционной муровской школы ножнпрома». До нашего времени дошло достаточно много ножей произведенных на фабрике Carl Andersson. Его нож с клинком в 97 мм (типа Классик 1) у меня вызывает больше всего позитивных эмоций среди классических ножей с клином в 97 мм. Внешний вид клина (величина спусков, величина дропа, вид «фальшиков») нравится больше всего у Carl Andersson. Сейчас принято это обозначать как «более гармоничный вид». На фабрике Carl Andersson выпускалось много разных и хороших ножей.
Вашему вниманию представлю раритеты такого плана:
Изображение

Изображение

Изображение

Рукоять – темно-вишневого цвета. По некоторым (неточным) данным – темно-вишневая рукоять более старая, чем прочие «оттенки красного». На мой взгляд – это утверждение похоже на правду процентов на 60-70%. Нож комплектуется пластиковыми ножнами, которые «вошли в моду» только с середины 50-х. Т.о. дата производства данного ножа можно датировать как с 1954 – 1961. При условии, что он не был выпущен раньше, а доукомплектовывался пластиковыми ножнами позже. Эта «взаимозаменяемость» ножен вносит свою лепту в создание определенного беспорядка с определением даты производства. Ножи могли даже за 20-30 последних лет своей жизни несколько раз сменить ножны ( по причинам разного толка).
Прочие ТТХ:
Общая длина ножа: 196 мм
Длина клинка: 97 мм
Материал клинка: ламинат, с одной стороны – лого фабрики, с другой стороны на голомени –
штамп военной приемки (корона).
Финиш клинка: продольный грубый сатин на голоменях. Спуски – поперечный сатин
Наличие «фальшиков»: да
Ширина клинка: 19 мм
Обух: 2.5 мм
Дина рукояти (с оковкой): 101 мм
Монтаж: сквозной, с расклепом «на шайбу»
Оковка: сталь
Ножны: пластик, петля – кожа с фиксацией на «скобу», ножки которой загнуты внутри ножен.


Второй нож представляет из себя практически тоже самое, с некоторыми отличиями.
Рукоять окрашена в светло-красный.
Изображение

Изображение
ТТХ:
Общая длина ножа: 197 мм
Длина клинка: 96 мм
Материал клинка: ламинат
Финиш клинка: пескоструй (внешне это так выглядит, как достаточно грубый пескоструй, такая себе пра-версия стоунвоша).
Ну ближе у РК – что-то по типу поперечного сатина.
Наличие «фальшиков»: да
Ширина клинка: 19 мм
Обух: 2.5 мм
Монтаж: сквозной, с расклепом «на шайбу»
Оковка: сталь
Дина рукояти (с оковкой): 101 мм
Ножны: Unica (вулканизированная фибра) , петля – кожа с фиксацией на «скобу», ножки которой загнуты внутри ножен.


Следующий объект интересен по своему. Дело в том, что он ну очень похож на традиционный пуукко. Обозначен как «сувенирный нож». Забегая наперед, могу сказать, что сувенирного в нем только название и немного «не строгий» вид ножен с некоторым количеством хохломы.
На сайте самих Morakniv про это сказано примерно следующее: данный нож выпускался как «сувенирный» когда волны туристов из Финляндии в начале/середине 50-х стали «атаковать» Швецию. Выпускался также с более «традиционными» муровскими ножнами.
Изображение
«Прототипом» мог послужить тот же Marttiini 133 или еще кто-то. Но смысл понятен: шведский производитель идет на встречу финскому туристу и выпускает нож до боли похожий на родные финские пуукко.
Изображение

Изображение

Наш опытный образец выглядит следующим образом:
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
ТТХ:
Общая длина ножа: 205 мм
Длина клинка: 95 мм
Материал клинка: ламинат
Финиш клинка: на голоменях и спусках следы поперечного сатина + полировка.
Кем и когда наводилась полировка – точно не понятно. Возможно что и старательными современниками.
Наличие «фальшиков»: да
Ширина клинка: 18 мм
Обух: 3.6 мм. У оковки – 3.9 мм
Монтаж: сквозной, с резьбой, на латунную «гайку»
Оковка: сталь со ""скосами"
Дина рукояти (с оковкой): 110 мм. Материал данной рукояти - дуб под лаком.
Встречал также карелку под лаком и просто березу под лаком.
Ножны: кожа , немножко с хохломой. Фиксация ножа в ножнах – достаточно неплохая. Как и извлечение.
Изображение

Изображение

Что еще сказать… Что у данного производителя были также ножны по типу бобов –
и тут еще мы видим иного вида клеймо... более раннее , как понимаю.
Изображение

А вообще не очень понятно. Его (Карла Андерссона) считают чуть ли не «крестным отцом» муровского ножепроизводства, четко указывая старт: 1890. Но при этом Morakniv упорно считает датой своего рождения 1891 год. Не, конечно может быть, что в 1890 только начали раскачиваться и делать штучные ножи, а ножепроизводство в более широком и традиционном смысле пошло от 1891 года… Но тем не менее, ощущается что что-то не так все гладко с этой датой, но Morakniv , думаю, имеет вполне правдоподобный официальный ответ на это.
И возможно настоящий , канонически-признанный "крестный" это Frost-Erik ?
Раньше мне было интересно им иногда писать в офис. Но не сейчас. Что-то изменилось.
Далі буде…
Аватара пользователя
norther
Експерт по фінкам
Експерт по фінкам
Сообщения: 4219
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 18:48
Откуда: Kiev
Благодарил (а): 186 раз
Поблагодарили: 614 раз

Re: Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Сообщение norther »

ну вот, докатились до Frost-Erik-а...
Итак: Frost-Erik
Изображение Изображение Изображение
На ножах еще будет клеймо "промежуточного " характера. Увидите все сами.
А вот тут и есть «то самое» интересное. История производства ножей Frost-Erik Ersson's начинается с… именно! С 1891 года! Так вот кто тот самый титулованный «крестный отец»! И на заглавной части исторической странички Morakniv имеется коллективное фото , где практически по центру расположен представительного вида усатый Frost-Erik Ersson.
https://morakniv.se/en/historical-product-catalogs/
А Carl Andersson что? Видимо записан в «неканонические крестные». Хороший парень, но из другой песочницы…
Про Frost-Erik-а уже немало и хорошо написано прочими. Как по мне – толковый дядька. Хорошо смог организовать работу фабрики, шел в ногу со временем. Много сделал хорошего для развития муровского ножепроизводства, является одним из ярких представителей «традиционной муровской школы ножепрома». Ему приписывают разработку и производство первого шведского ножевого ламината, который в некой степени меня сподвиг за написание всех этих строк. Как-то так сложилось, что раритетов от Frost-Erik-а у меня больше всего.
Так или иначе ножепроизводство Frosts длилось достаточно долго, вплоть до 2005 года, пока не случилось слияние с KJ Eriksson, после чего эти оба гиганта утратили собственные имена в ножепроизводстве и стали называться просто и скромно : «Mora Of Sweden». Начиналось все в Östnor, где еще с 1800 года было много кустарных производств по изготовлению часов и швейных машинок. Östnor – это деревенька (в то время) в трех километрах от Муры. Многие рабочие в послерабочее время стали изготавливать ножи для внутренних, фабричных потребностей, имея доступ к точилам/шлифмашинкам и гриндерам того времени. Дома такой утвари практически ни у кого и не было… А доступных ножиков хотелось практически всем. Тогда Frost-Erik наладил серийное производство (1891 год) ножей. И оказался очень прав. Судя по всему. Вот те, кто любят ножи Мура – должны ему спасибо сказать. А не Carl Andersson-у. По официальной версии, разумеется. Ну, между нами говоря, оба – хорошие ножепроизводители и достойны считаться «отцами» оба. Но шо такое мое мнение? Если я не в курсе всех подводных камней и всех исторических фактов, и неспособен пересчитать все ордена у каждого… И не знаю ВСЕЙ ПРАВДЫ про каждого.
Скажу так: мне большой разницы на это нет. Главное, что смог дотянуться до некоторых муровских раритетных ножей, многие из которых в вполне пристойном и практически все в 100% рабочем состоянии, что меня, как пользователя устраивает, радует и вдохновляет.
Ну ж бо так давайте перейдем к предметному обсуждению и рассмотрению!
Началось «залипание» на ножи подобного типа, когда увидел вот это:
Изображение

Изображение
Очень понравились. Ну прямо няшки! Очень теплые вызывают эмоции. Конечно, в подобном состоянии найти не просто… но иногда, прямо чудо какое-то!, - попадаются в нулевом состоянии. До сих пор у меня в проектах есть сотворить что-то подобное с длиной клина в 105-107 мм. Почему? Потому что как правило такие ножики шли с 85/95 мм клином. И в хорошем красивом состоянии они стоят больше, чем сотворить по всем канонам такой-же новый (без штампа на клинке).
Ну вот, мое ламинатное увлечение привело к своего рода накопительству, в котором численность ножей от Frosts оказалась наибольшей. Не спроста, конечно. Ножи – хороши.
Но начнем сначала…

Первый Фрост (не первый из приобретенных, а скорее по возрасту), ко мне пришел недавно, еще в масляной бумаге , со следами заводского консервирования – засохшего масла на клинке.
Рукоять – темно вишневого цвета, хорошо исполнена и удобна в руке. По сути – это обычный Классик 2.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

И к ТТХ:
Общая длина ножа: 215 мм
Длина клинка: 110 мм
Материал клинка: сталь. Какая? На клейме не указано и под маслом не видно.
Смывать масло – рука пока не поднимается
Финиш клинка: голомени – продольный сатин, спуски – поперечный.
Наличие «фальшиков»: да
Ширина клинка: 22.5 мм
Обух: 2.5 мм
Монтаж: сквозной, с расклепом «на шайбу»
Оковка: сталь
Ножны: Unica (вулканизированная фибра) , петля – кожа с фиксацией на «скобу», ножки которой загнуты внутри ножен.
Отдельно хочу отметить, что имеется дополнительная обработка (скругление) тыльника рукояти.
В прочих – не встречал.
По информации, которая сопровождает в интернете это фото -
Изображение
данный нож сделан в 30-40-х годах.

Далее мы переходим вот к такому раритетному маленькому и аккуратному ножичку:
Вроде как из 20-30-х годов. Клеймо - как на предыдущем.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Общая длина ножа: 180 мм
Длина клинка: 85 мм
Материал клинка: ламинат
Финиш клинка: голомени – продольный сатин, спуски – поперечный.
Наличие «фальшиков»: да, по всей длине обуха
Ширина клинка: 16 мм
Обух: 2.5 мм
Монтаж: сквозной, с расклепом «на бусину»
Оковки: сталь
Рукоять: береза под лаком
Ножны: Unica (вулканизированная фибра) , петля – кожа с фиксацией на «скобу», ножки которой загнуты внутри ножен.
Строчка шва немного грубовато выглядит. Нет, шов аккуратный, но шаг и вид – не такой как у прочих моделей.

Далее – еще один небольшой ножик. Предположительно из 50-х. Почему 50-х? Гуляя интернетом наткнулся на то, что подобные ножи с рукоятью из карелки делались в первой половине 50-х. Но не дате на настаиваю.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Общая длина ножа: 172 мм
Длина клинка: 85 мм
Материал клинка: ламинат
Финиш клинка: голомени – продольный сатин, спуски – поперечный.
Наличие «фальшиков»: да
Ширина клинка: 16 мм
Обух: 2.7 мм
Монтаж: сквозной, с расклепом «на шайбу»
Оковка: сталь
Рукоять: карельская береза под лаком
Ножны: Unica (вулканизированная фибра) , петля – кожа с фиксацией на 2 клепки, грубовато развальцованных изнутри.
Признаюсь, что изображено на ножнах – пока не осилил, много времени заняло прочее историческое собирательство (сплетни/факты).
Изображение

Следующий нож – это охотниче-спортивный нож. По сути – предшественник Форрест Эксклюзив 277.
Изображение
Сам 277-й у меня был. Я тогда его просто не понял. Ну вроде и размеры почти «взрослые», но в руке – он что-то вроде детского/женского ножа… Но, наверное, сегодня не продал бы.
Изображение

Изображение

Нож часто в каталогах идет как охотничий. Хотя в Швеции было немало и других охотничьих. С более убедительными и «взрослыми» габаритами. А этот – как-то пришелся по душе. Чем-то взял…
Изображение

Изображение

Изображение

Общая длина ножа: 203 мм
Длина клинка: 100 мм
Материал клинка: ламинат
Финиш клинка: голомени – полировка, спуски – поперечный сатин.
Наличие «фальшиков»: нет
Ширина клинка: 16 мм
Обух: 2.7-2.8 мм
Монтаж: сквозной, с расклепом «на латунную бусину»
Оковки: сталь
Рукоять: красное дерево под лаком. Хотя лака почти и не осталось… что-то в шелях и трещинках.
Ножны: пластик , петля – кожа с фиксацией на скобу.
Изображение

Изображение

Еще один прародитель : в данном случае - Классика2 и Ориджинал Классика 2
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Общая длина ножа: 218 мм
Длина клинка: 110 мм
Материал клинка: ламинат
Финиш клинка: голомени – продольный сатин, спуски – поперечный.
Наличие «фальшиков»: да, относительно небольшие
Ширина клинка: 22 мм
Обух: 2.8 мм
Монтаж: сквозной, с расклепом «на шайбу»
Оковка: сталь
Рукоять: карельская береза под лаком
Ножны: кожа , петля – кожа с фиксацией на 2 клепки, хорошо развальцованных изнутри.

Об этом старичке уже немного говорил. Что могу еще добавить: клин можно немного выгибать пальцами без потери рабочих качеств. Т.е. я его гнул руками до 5 мм (в плоскости обуха). Гнется. На место ставил руками. Становится на место. И вроде без последствий типа что-то деформировалось и треснуло…
Изображение

Изображение

Изображение

Общая длина ножа: 240 мм
Длина клинка: 131 мм
Материал клинка: ламинат
Финиш клинка: голомени – полировка, спуски – поперечный.
Наличие «фальшиков»: нет
Ширина клинка: 22.5 мм изначально, сейчас 21 мм.
Обух: 2.6 мм
Монтаж: сквозной, с «расклепом «на муфту»
Оковка: сталь
Рукоять: береза-крашенка
Ножны: чужие, красивые финские. От финки с коняшкой, наверное. Но по следам на рукояти – пластиковые ножны у этого ножа были.
А вот по посадочному месту в ножнах – этот нож в них живет явно больше десятка лет.

Следующий – Классик 1.
Изображение

Изображение

Изображение

Общая длина ножа: 198 мм
Длина клинка: 98 мм
Материал клинка: ламинат
Финиш клинка: голомени – продольный сатин, спуски – поперечный.
Наличие «фальшиков»: да
Ширина клинка: 19 мм
Обух: 2.7 мм
Монтаж: сквозной, с расклепом «на шайбу»
Оковка: сталь
Ножны: пластик , петля – кожзам с фиксацией на 2 клепки, грубовато развальцованных изнутри. Пошли по ножнам трещины.
Не думаю, что это появилось в процессе использования. Ну может прежний хозяин сам проявил инициативу и настойчивость…
Изображение

Держал в руках и такую модификацию Классика 1.
ТТХ – то же самое, но клинок по форме больше похож на клинки, которые использовал К.Андерссон.
Но, оба ножа – хороши. Немного рознятся клеймом.
Изображение

И прародитель 611-й модели.
Изображение

Изображение

Изображение

Общая длина ножа: 197 мм
Длина клинка: 98 мм
Материал клинка: ламинат
Финиш клинка: голомени – полировка, спуски – поперечныйсатин.
Наличие «фальшиков»: нет.
Ширина клинка: 16 мм
Обух: 2.5 мм
Монтаж: сквозной, с «расклепом «на муфту»
Оковка: сталь
Ножны: пластик.
Сам нож ощущается средне-маленьким и крепким. Полугарда толще, чем у меня была на 612-й модели.
Вполне добротный карвинг.

Вот такие эти мои Фросты!...
Да, еще по Фросту нужно сказать, что и у него были ножны –бобы. Но не простые, а патентованные.
Помимо изготовления ножей, Эрик Фрост также начал производство ножен . Одной из особенно интересных моделей, которая восходит к средневековым временам, являются «ножны Лукустьера», или «бобы» , как принято их у нас называть.. В отличие от обычных ножен, которые прижимают нож к вставке в ножны, когда нож вставлен в ножны «бобов», есть верхняя часть, которая закрывает верхнюю часть рукояти. Кроме того, кожанный шнурок/петля соединяет «крышку» и сами ножны и крепко держит «крышку», предотвращая выпадение ножа из ножен. После того, как Эрик Фрост получил патент на его «бобы» в 1908 году, он индустриализовал производство этого стиля ножен.
Изображение
Верхние "бобы" - кожа, нижние - Уника.
Пример с ножом того времени -
Изображение

Изображение
а здесь, помимо "бобов", рукоять из красняка -
Изображение

Помимо дизайна «бобов», Эрик Фрост также запатентовал другие типы которые, которые были специально предназначены для фиксации ножа в надежном положении. Одним из примеров является запатентованная Frost «подпружиненная вкладка» (на шведском языке «hakslida») с 1911 года. После того, как нож вставлен в ножны, подпружиненный «язычок» фиксируется в маленьком ручном отверстии, предотвращая выпадение ножа из ножен. Оба типа ножен представлены на фото:
Изображение

Изображение

И еще одно групповое фото… «малышня» в сборе. Ой, а кто это такой третий появился?
Изображение

Далі буде…
Аватара пользователя
norther
Експерт по фінкам
Експерт по фінкам
Сообщения: 4219
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 18:48
Откуда: Kiev
Благодарил (а): 186 раз
Поблагодарили: 614 раз

Re: Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Сообщение norther »

А дальше поговорим о еще одном «малыше», представителе раритетных шведов. Но не из Муры. Я и не обещал, что мы будем только о муровских ножах. Как он сюда попал? В силу принадлежности к той же концепции. Ну и по возрасту… Примерно 20-30-е годы прошлого века.
Johan Alfred Hellberg
Место производства – Eskilstuna. Где это? Примерно 110 км на запад от Стокгольма. Мура находится в 308 км на северозапад от Стокгольма. Что можно сказать про Eskilstuna? Это еще одна ножевая (и не только) столица Швеции. Примерно когда в Муре происходили свои попытки наладить ножепроизводство, в Eskilstuna происходило то же самое. Johan Alfred Hellberg открыл свою фабрику в возрасте 30 лет (1891 год). Делал поначалу бритвы. А потом пошло-поехало: стал делать охотничьи ножи, кинжалы, много других фиксов, а также ножницы . Один из первых кто в Eskilstuna сделал barrel knife (обязятельно гляньте шо воно таке). Достаточно хороший и толковый производитель. Умер в 1941 году. На то время ему уже было 81 год. Компания перешла в руки сыновей Valfrid и Nils. Которые через 20 лет ее таки продали (1962). Компания переходила из рук в руки до 2007 года, пока не закрылась окончательно.
Вот этот нож был изготовлен где-то в 1910-20 годах -
Изображение
А мы можем посмотреть на образец их производства примерно 80-90-летней давности (20-30-е годы) -
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Общая длина ножа: 192 мм
Длина клинка: 91 мм до начала больстера
Материал клинка: сталь… похожа на нержавейку… але ще не певен.
Финиш клинка: голомени – деликатный поперечный сатин, спуски – поперечный сатин.
Наличие «фальшиков»: да , небольшие, «щучкой».
Ширина клинка: 16 мм
Обух: 2.8 мм
Монтаж: сквозной, с расклепом «на шайбу»
Оковка: латунь. Но это не оковка. Это скорее больстер. В полукруглом куске латуни сделан продольный пропил и через отверстие по середине пропила заходит хвостовик, который потом еще и на торце рукояти расклепывают. Расклеп , кстати, в этом ноже – самый аккуратный. И шайба под него – самая толковая.
Рукоять - обычная береза под лаком.
Ножны: кожа с тиснением. В верхней части изображен герб с молотом и наковальней, увенчанный каменной/кирпичной башней. Под гербом инициалы: J.A.H. В нижней части ножен – изображение дракона в кельтско-скандинавском стиле. Фиксация петельки подвеса – на металлическую восьмерку. Мы ее еще увидим. Такой тип фиксации делали несколько десятилетий. Суть: два небольших гвоздика изнутри ножен прокалывали их устье . На них снаружи ножен надевали металлическую «восьмерку» и потом обрезав от гвоздей лишнее, снаружи ножен их расклепывали.
Последний раз редактировалось norther 06 янв 2018, 19:57, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
norther
Експерт по фінкам
Експерт по фінкам
Сообщения: 4219
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 18:48
Откуда: Kiev
Благодарил (а): 186 раз
Поблагодарили: 614 раз

Re: Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Сообщение norther »

Пару слов скажу о другом муровском ножепроизводителе. Это FM Mattsson Knivar.
Изображение
Фабрика по производству ножей существовала в Östnor с 1917 по 1962 годы, согласно информации из Morakniv sedan 1891: Från begrepp till varumärke.
Основал ее Frost Matts Mattsson , который был первым в Швеции производителем кранов. Кранопроизводство начато Frost Matts Mattsson с 1865 года. Как обычно, завод с металлообрабатывающими станками стал площадкой и для производства ножей. Ножи были обычного/традиционного для Муры вида. В свободной продаже бывают нечасто. В основном на шведском аукционе Tradera.
Раритет со старым клеймом:
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

И более "свежая" модель
Изображение

Что написано на самом сайте Муракнив о закате FM Mattsson Knivar:
В начале 1960-х годов соперник по изготовлению ножей Ф. М. Маттссон решил прекратить производство ножей. Вместо этого фабрика FM Mattsson решила полностью сосредоточиться на производстве водопроводных кранов, что оказалось очень успешным. При этом были проданы целые цеха, инструменты и компоненты для станков по производству ножей. Приобрели их KJ Erikssons в 1962 году . Напомню, что годом раньше KJ Erikssons приобрели ножевое производство Carl Andersson. Т.о. KJ хотели упрочнить свои позиции и остаться в лидерах муровского ножепрома. Но на сайте Муракнив о остатках производства FM Mattsson сказано, что любая из компаний ножепроизводителей вряд ли выиграла бы от покупки останков ножепроизводства FM Mattsson.
Аватара пользователя
norther
Експерт по фінкам
Експерт по фінкам
Сообщения: 4219
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 18:48
Откуда: Kiev
Благодарил (а): 186 раз
Поблагодарили: 614 раз

Re: Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Сообщение norther »

Поговорим и о KJ Eriksson
Изображение Изображение
Это хороший и сильный ножепроизводитель на рынке Швеции.
Выпускала много классических моделей стандартного и своего дизайна. Начала свое ножепроизводство в 1918 году. По 1980 назывались о KJ Eriksson Knivfabrik , а с 1980 по 2005 просто KJ Eriksson.
По другим, более уточненным данным , в начале была компания Eriksson & Mattsson, которая была основана в 1912 году, в таком виде просуществовала до 1917-18 года, а затем далее существовала под руководством Krång-Johan Eriksson с именем K. J. Eriksson. Т.е. мы видим: был общий бизнес у Eriksson & Mattsson с 1912 по 1917-18 годы. Потом K. J. Eriksson делает свои ножи , а FM Mattsson – свои. И когда в начале 60-х FM Mattsson практически сошли на нет как ножепроизводители, все их ножепроизводство загребает компания K. J. Eriksson, которая этого ждала практически 45 лет. При чем сказано, что остатки барахла от FM Mattsson не смогли бы как-то особо укрепить на рынке любую компанию-ножепроизводителя. Но при этом FM Mattsson были и оставались в то время очень успешной компанией по производству водных кранов. Т.е. деньги и позиции у них были. А вот свои ножи производить не смогли как-то. Вот что значит «здоровая» шведская конкуренция.
Ну да ладно с этой историей… Ближе к ножам! У KJ Eriksson они были вполне хороши. Они были вполне сильной компанией. Прямо как Erik Frost. Сложно даже сказать кто из них был сильнее. Оба – хорошие производители, идущие в ногу со временем (имею в виду, что не «тупили», были гибкими в бизнесе, чутко реагировали на потребности рынка ). И результатом было большое количество разнообразных и хороших моделей ножей, дошедших до нашего времени.
Для начала - "классическая" раритетная модель общей длиной в 21 см. Как видим, K. J. эту модель так же делали.
Изображение
Ну а я вам могу показать пару своих раритетов от KJ Eriksson. Больше чем пару не заводил: простые классики с клинком из углеродки смысла для себя приобретать не вижу.
А вот интересные и ламинатные – это да, можно. Но если учесть общее количество этих раритетов – нужно ли?..
Внешне - это обычная классическая модель … но по размерам – «взрослая».
Напоминает по форм-фактору увеличенную модель Carl Andersson-а.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Общая длина ножа: 233 мм
Длина клинка: 121 мм
Материал клинка: ламинат
Финиш клинка: голомени – пескоструй, спуски – пескоструй (до ламината).
Наличие «фальшиков»: да
Ширина клинка: 23 мм
Обух: 2.2-2.8 мм
Монтаж: сквозной, с расклепом «на шайбу»
Оковка: сталь
Ножны: Unica (вулканизированная фибра) , петля – кожа с фиксацией на металлическую «восьмерку».
Сам нож ощущается тяжеловатым и крепким. Такой себе тру бушкрафт в классическом муровском стиле …

Следующий нож – та же «дань уважения» финским туристам. Пуукко от KJ Eriksson-а. Вначале фото более целого (менее юзаного образца)
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

А это мой , весь такой бывалый…
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Общая длина ножа: 208 мм
Длина клинка: 98 мм
Материал клинка: ламинат, сам клин имеет небольшой прогиб обуха (до 1.5 мм)
Финиш клинка: голомени –полировка, спуски – полировка.
Следов от нее правда не осталось
Наличие «фальшиков»: нет
Ширина клинка: 19,5 мм
Обух: 4.0 мм у оковки и 3.0 мм у носика
Монтаж: сквозной, с расклепом «на бусину»
Оковка: латунь в хроме, имеет скос
Рукоять – береза под лаком (лака почти не осталось)
Ножны: кожа. На лицевой части шерсти почти не осталось. Под лепестком (верхняя часть ножен) имеется еле заметный тисненый лось. На обратной стороне ножен – тисненая надпись.

Есть еще одна интересная тема: Моры (ножи Муракнив) делали в Норвегии. Есть т.н. норвежские Муры. По имеющимся данным немного этим занимались Erik Frost , но в большей степени - KJ Eriksson. Была одна (или две?) фабрика, которая просто у себя собирала из готовых компонентов, предоставленных KJ Eriksson.
Ну и еще немного фоток иллюстрирующих некоторые из ножей от KJ Eriksson…
Интересные, имхо, модели . Классик с двумя оковками -
Изображение

Качество фото следующей так себе, но модель интересная... о похожей пойдет немного позже речь...
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

в 2005 KJ Eriksson прекратила существование как KJ Eriksson, а продолжила его в составе "Mora Of Sweden".
по KJ Eriksson можно было бы еще рассказать немного , но, возможно, как-нибудь попозже...
Далі буде...
Аватара пользователя
himeraha
Найфоман-эксперт
Найфоман-эксперт
Сообщения: 3978
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 16:41
Откуда: Киев
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 4 раза

Re: Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Сообщение himeraha »

Интереснейшая тема, спасибо!
Нож был настолько хорош, что его было совсем не жалко... (с)
Аватара пользователя
amorphis
Найфоман
Найфоман
Сообщения: 1036
Зарегистрирован: 21 июн 2010, 12:19
Откуда: Bucha
Благодарил (а): 66 раз
Поблагодарили: 47 раз

Re: Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Сообщение amorphis »

norther,
Дякую за цікаву працю!
Аватара пользователя
O.Phesun
МАЙСТЕР
МАЙСТЕР
Сообщения: 3278
Зарегистрирован: 27 сен 2017, 10:04
Откуда: Буча
Благодарил (а): 81 раз
Поблагодарили: 144 раза

Re: Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Сообщение O.Phesun »

Здравствуйте, тема очень интересная. Очень интересно было бы узнать мнение автора с какой сталью нашей можно провести аналогию по ламинату на этих ножах. Возможно ли похожего реза добиться сделав нож из какой то моностали или вообще ничего похожего не встречали по резу? Пусть даже взять работу по дереву. Какая твердость хоть примерно. Как точатся?
О. О. Phesun ::hi:::
Аватара пользователя
norther
Експерт по фінкам
Експерт по фінкам
Сообщения: 4219
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 18:48
Откуда: Kiev
Благодарил (а): 186 раз
Поблагодарили: 614 раз

Re: Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Сообщение norther »

благодарю за отзывы и внимание.
O.Phesun писал(а): Очень интересно было бы узнать мнение автора с какой сталью нашей можно провести аналогию по ламинату на этих ножах. Возможно ли похожего реза добиться сделав нож из какой то моностали или вообще ничего похожего не встречали по резу? Пусть даже взять работу по дереву. Какая твердость хоть примерно. Как точатся?
Конкретно этими ламинатами не пользовался. Хотел вначале слепить обзор, а потом, привести все в порядок. Повычищать ржавчину, поправить клинки и перекрасить рукояти.
Практически максимально "обновить". Есть опыт пользования современными муровскими ламинатами. Сталь О1 будет получше их углеродки (с-100), но не особо сильно.
Я не специалист по сравнению сталей. Это нужно провести более масштабное сравнение в лоб с прочими сталями. Провести одинаковые/похожие условия.
Чтобы более толково ответить на этот вопрос. Есть некие личные субъективные ощущения.
Аватара пользователя
O.Phesun
МАЙСТЕР
МАЙСТЕР
Сообщения: 3278
Зарегистрирован: 27 сен 2017, 10:04
Откуда: Буча
Благодарил (а): 81 раз
Поблагодарили: 144 раза

Re: Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Сообщение O.Phesun »

Спасибо, и так хоть какое то представление. Точатся легко?
О. О. Phesun ::hi:::
Аватара пользователя
norther
Експерт по фінкам
Експерт по фінкам
Сообщения: 4219
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 18:48
Откуда: Kiev
Благодарил (а): 186 раз
Поблагодарили: 614 раз

Re: Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Сообщение norther »

могу сказать что-то такое: рез злой и хороший. Ноль неплохо держит. Муровкая углерогка больше склонна к заминам. О1 от Муракнив склонна к заминам и к выкрашиваниям.
Но больше к заминам. Но я к ножам подхожу несколько деликатно. Не вижу смысла их хардюзить (подвергать умышленному нецелевому использованию). Разве что при условии необходимости.
Но подобной необходимости - не было. Ножи больше использую дома. А дома всегда есть набор прочих инструментов для хардюза.
Ножей было и есть немало из разных сталей. Пока не получается их сопоставить. Такой задачи не ставил. Т.е. нужны сходные условия, нужны сканди спуски со схожим углом,
степень заточки. Тогда наверное, можно сказать на что похоже и с чем можно сравнить. Я тут нормально не поджскажу.
Точатся неплохо. Не особо тяжело. Р6м5 - куда тяжелее. Но спуск точится по разному. Сам слой О1 - хорошо точится/правится/полируется в зеркало.
А на обкладках (которые на спуске ) - остается немного мелких рисок. Т.е. внешне немного отличаются.
Аватара пользователя
norther
Експерт по фінкам
Експерт по фінкам
Сообщения: 4219
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 18:48
Откуда: Kiev
Благодарил (а): 186 раз
Поблагодарили: 614 раз

Re: Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Сообщение norther »

Ну и наверное последний исторический раздел это
Bröderna Jönsson
Изображение
Это уникальное предприятие существеут до сих пор. По некоторым данным – единственное в Муре, которое выпускает ножевую продукцию помимо Муракнив. По другим данным, есть еще немного кустарей, которые выпускают ножевую продукцию «смешным» тиражом и что о них только это и известно.
Но тем не менее Bröderna Jönsson – это уникальное явление.
На фото из известной книги показана линия развития этого ножепроизводства.
Изображение
Немного выпущу исторические вехи. В биографии компании есть интересное. Но немного грустно о них писать. Это достойный ножепроизводитель с хорошим «послужным» списком. В разное время делал разные модели ножей. По моделям вполне можно отнести к «традиционной муровской школе ножепрома». Скажу только, что Bröderna Jönsson были с 1936 по 1994 годы, а с 1994 эта компания называется по имени Эрика Йонссона : Jönssons Knivfabrik.
У меня имеется только 1 нож на сегодня. Это Классик 2 производства Bröderna Jönsson.
Изображение

Изображение

Изображение
Общая длина ножа: 215 мм
Длина клинка: 110 мм
Материал клинка: сталь. Видимо углеродка.
Финиш клинка: голомени – продольный сатин, спуски – поперечный.
Наличие «фальшиков»: нет
Ширина клинка: 22.5 мм
Обух: 2.5 мм
Монтаж: сквозной, с расклепом «на муфту»
Оковка: сталь
Ножны: пластик. Петля – кожзам с фиксацией на 2 заклепки.
Обычный рядовой Классик 2. Но мне он немного дорог тем, что принадлежит к этому производству.
Уважаю их.
Изображение

Немного примеров других ножей:
Изображение

Изображение

Изображение
Но больше всего у них мне нравится одна у них модель… Это такое подобие муровского «скаута» без гарды и с двумя оковками.
Не могу сказать кто в Муре автор этой модели, но часто ее можно видеть в исполнении Bröderna Jönsson. Но не только Bröderna ее делали.
Изображение

Изображение
Также Bröderna делали одни из немногих в Муре barrel knife с пластиковой рукоятью (в 60-х)
Клеймо Эрика Йонссона:
Изображение
и образцы продукции:
Изображение

Изображение

Цитата с рускнайфа достаточно хорошо описывает состояние вопроса по E. Jonsson, что даже печатаю практически без изменений.
E. Jonsson KB - это уже пятое поколение фирмы и с сегодняшним клеймом выпускается с 1994 года
Скромный кустарь Эрик Йонссон. Всё делает по старинке, дедовскими, так сказать, кондовыми методами. В помощниках у него, на подхвате один родственник (кузен Хольгер). Такое вот маленькое, но гордое предприятие, противопоставившее себя глобализации шведской ножевой индустрии. Эрик и кузнец, и токарь. и бухгалтер, и менеджер и много ещё кто. Зависит только от самого себя. И не спеша создаёт своими мозолистыми руками качественные, востребованные ножи. Эрик считает, что ножи должны делать люди, а не роботы.
Mora of Sweden AB (производящая более 3 миллионов ножей в год) проглотила всех независимых производителей ножей. Кроме одного. Шведский рынок закрыт для Эрика и его ножи уходят на экспорт - в Норвегию и США.
Изображение
Эрику в этом году недавно было 70 лет, а кузену Хольгеру - 83!
Аватара пользователя
Apostol
Найфоман-эксперт
Найфоман-эксперт
Сообщения: 2075
Зарегистрирован: 19 дек 2010, 14:30
Откуда: Днепропетровск
Благодарил (а): 63 раза
Поблагодарили: 244 раза

Re: Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Сообщение Apostol »

norther писал(а): И не спеша создаёт своими мозолистыми руками качественные, востребованные ножи. Эрик считает, что ножи должны делать люди, а не роботы.
В мотиваторы, однозначно! cvb42
Аватара пользователя
Twingo
Начинающий найфоман
Начинающий найфоман
Сообщения: 306
Зарегистрирован: 05 июл 2013, 04:27
Откуда: Львів

Re: Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Сообщение Twingo »

rt24
Аватара пользователя
norther
Експерт по фінкам
Експерт по фінкам
Сообщения: 4219
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 18:48
Откуда: Kiev
Благодарил (а): 186 раз
Поблагодарили: 614 раз

Re: Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Сообщение norther »

ну и в продолжении разговора - немного картинок с некоторыми образцами продукции...
Фросты -
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

кто эти двое - так и не ясно... но из Муры
Изображение

Изображение
и клеймо последнего -
Изображение

К.Дж.Эрикссон
Изображение

Изображение

Изображение

К.Андерссон
Изображение

Изображение

Изображение

Хочу отдельно поблагодарить Ulf Ahlstrom и его The Blade Blog
http://thebladeblog-ulf.blogspot.com/
очень много почерпнул из его статей по истории. Были использованы некоторые фотографии
с его блога (честно спер ). Могу сказать: человек проделал большую работу по ножам Швеции
и не только.
Еще маленькая добавочка по Frost-Erik-у : вроде не он автор шведского ламината. Он его как бы популяризировал
и внедрил способ промышленной обработки под ножи. Немножко сложно с этим ламинатом... хоть на Муракнив пиши!
но не буду. Хватит.
А так... осталась с меня заключительная часть, которую немного уложу в голове и выложу...надеюсь в скором времени.
Благодарю за внимание, надеюсь было интересно.
Аватара пользователя
Kart
Крутой Обзорщик
Крутой Обзорщик
Сообщения: 5005
Зарегистрирован: 17 сен 2007, 17:43
Откуда: Киев
Благодарил (а): 142 раза
Поблагодарили: 342 раза
Контактная информация:

Re: Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Сообщение Kart »

Шикарная подборка ножиков!
А по поводу авторства ламината - не понятно в чем вопрос. Традиция не то что-бы старая, можно сказать - древняя.
Насилье точит сталь
Но сталь его не вечна
А ты душою крепче стали стань
Когда чиста душа,
А цели человечны
Рука крошит отточенную сталь
Аватара пользователя
O.Phesun
МАЙСТЕР
МАЙСТЕР
Сообщения: 3278
Зарегистрирован: 27 сен 2017, 10:04
Откуда: Буча
Благодарил (а): 81 раз
Поблагодарили: 144 раза

Re: Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Сообщение O.Phesun »

Я трошки покопался в гугле, мастера О1 сравнивают примерно по составу и свойствам с инструментальной сталью ХВГ, она на ножи рубанков, фрезы идет. По этому наверно и дерево режет хорошо.
Но по видимому всеравно от термички зависит. Хвг не всегда хрошо режет в рубанках. Смотря какой попадется.
О. О. Phesun ::hi:::
Аватара пользователя
norther
Експерт по фінкам
Експерт по фінкам
Сообщения: 4219
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 18:48
Откуда: Kiev
Благодарил (а): 186 раз
Поблагодарили: 614 раз

Re: Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Сообщение norther »

Kart спасибо!
Kart писал(а):
А по поводу авторства ламината - не понятно в чем вопрос. Традиция не то что-бы старая, можно сказать - древняя.
Вопрос в том где Frost-Erik его взял. И вопрос по шведскому ламинату: понятно, что традиция древная. Но это было местное (шведское)производство
или от соседей? Сталь О1 вообще когда появилась? В каких годах? И на фабрике какой местности? И что в сердечнике вкладывалось в 20-х, начале 30-х
Frost-Erik-ом? Глубоко гугл не ковырял, но пару часов поиска не дали внятных ответов. Но интересно...
O.Phesun
примерно так и есть. :) Ну точнее, примерно пока так и сам думаю . Еще может шх15...
Аватара пользователя
Kart
Крутой Обзорщик
Крутой Обзорщик
Сообщения: 5005
Зарегистрирован: 17 сен 2007, 17:43
Откуда: Киев
Благодарил (а): 142 раза
Поблагодарили: 342 раза
Контактная информация:

Re: Ножи Morakniv. Вдохновление из прошлого…

Сообщение Kart »

Традиция трехслойного (многослойного, вварного лезвия и т.п.) пакета древняя, и широко распостраненная, и в Европе и в Японии и в других регионах где развивалась кузнечное мастерство. Про О1 надо гуглить...
Насилье точит сталь
Но сталь его не вечна
А ты душою крепче стали стань
Когда чиста душа,
А цели человечны
Рука крошит отточенную сталь
Ответить

Вернуться в «Mora of Sweden»