Тут такое дело... от стали зависит. Но, учитывая что "традиционную" углеродку (типа ШХ15, или тем паче Ухх) я считаю пережитком прошлого, а различный дамаск слишком красивым для любой обработки кроме проявляющей его красоту, то и говорить буду о боле-мене "нержавеющих" сталях.
В порядке приоритета...ну, попробую.
1. Сатин. Поперечный или продольный - зависит от ножа, и строя клинка. Если традиционные (и относящиеся к таким же "пережиткам" по моей личной версии найфоманства) финочки-грибочки, то наверное таки продольный им сильнее подходит в большинстве случаев.
2. Галтовка (оно же "stonewash"). У нас очень мало кто делает. И вообще никто не делает действительно галтовку. Всё что мне довелось видеть, это различные степени подряпанности. Сильно удивлюсь, если узнаю что у кого-то из украинских Мастеров есть реальный хотя бы самый простой стенд/станок для галтовки и калиброванный наполнитель. Изображать бармена с шейкером при помощи банки с грязью - не в счёт.
3. Покраска порошковыми (или иными устойчивыми к износу) красками. Опять таки, напрочь отрицается традиционно консервативными Мастерами. Хотя "буржуины" давно занимаются. Взять хотя бы Изулу. Клинок из углеродки покрыт весьма и весьма устойчивой к износу порошковой краской, и думаю, запечён при соответствующей температуре. Притом химия дошла уже до очень простых (из баллончика) красок, которые не уступают лучшим образцам от именитых производителей. Сам пользуюсь эпоксидной краской. Продрать только отвёрткой можно. Холодный обычный процесс, результат идентичен краске на домашнем холодильнике. Держится лучше, чем скажем чёрная краска на клипсах импортных ножей. И блестит сильнее. А если применить запекание порошка, как для автомобильных дисков?
4. Покрытие "твёрдыми" материалами типа "карбон-нитрид-супер-криптонит-слой". Ставлю после покраски. Цену обычно ломят, а результат всё равно облезает после первой картонной коробки.
5. Воронение. Травление. Одна фигня, я разницы не понимаю между ними. Разве что цвет разный. Обтирается пристальным взглядом. Притом там где обтирается углеродка начинает всё равно ржаветь, а на более "нержавеющих" и современных сталях смысла и вовсе не имеет. Единственное достойное применение - проявить рисунок стали, булата или дамаска, там где он есть. Отдельная песня - кухонный нож, имеет смысл - чтобы быстрее стал полностью рабочим экземпляром если он из углеродки (а это единственный вариант где нож из углеродки имеет смысл, по моей версии). Но это думаю мало пригодится, давно не видел чтобы кто-то из Мастеров реально делал пригодные для кухни ножи, кроме пчаков Мамирджона. Дешевле и на порядок лучше заказать у японцев или купить Трамонтину.
6. Глубокое травление. Возможно электролизом. С целью насения художественного изображения на клинок. Для подарочных, или эстетических целей - очень красиво (если хорошо выполнено) и достойно. Практического значения не имеет, конечно, но приятно. Вот камрад woodcraft начал делать - просто песня, повышает эстетическую (и не только) ценность ножа сразу вдвое-втрое. Ну, или хотя бы логотип нанести, и то хорошо. Только избавь нас боже от написания на клинке набрыдлых названий из учебника по зоологии, сколько ж можно...
6. Полировка - только для ярковыраженных сувенирных "полочников". Имхо, для работы и жизни, полировка "в зеркало" - откровенная порча ножа. Если же вспомнить ШХ15, то полировка конечно спасает и позволяет легче сводить пятна ржавчины. Но и только.
Как-то так.
P.S. чую опой... щас будут бить...
